Методы работы по предупреждению вовлечения подростков в деструктивные неформальные объединения

Методы работы по предупреждению вовлечения подростков в деструктивные неформальные объединения

Если я не за себя, то кто за меня? Но если я только за себя, то зачем я?

Гораций

   Подростковый возраст – это не только мечты о любви, признании и успехе, но и первая попытка вступления в самостоятельную жизнь. Это проблемы и разочарования. В поисках своего пути и смысла жизни молодые люди нередко собираются вместе, объединяются в группы неформалов: так им легче адаптироваться, выстоять и решать свои проблемы.

   Неформальные молодежные объединения, как правило, возникают в результате свободной инициативы молодых людей, которые объединяются по интересам для совместного времяпрепровождения или достижения конкретных целей. Нередко такие группировки способны:

- налаживание  системы отношений с окружающим миром;

- формирование  независимости и уверенности в собственных силах;

- самоидентификации;

- становление своего «Я».

    Неформальные объединения обычно спонтанно возникают и так же спонтанно распадаются. Участвуя в них, молодежь пытается проявить собственную инициативу, реализовать свои амбиции.

    Деструктивную направленность имеют следующие неформальные объединения:

  • Территориальные (уличные) банды;
  • Группы наркоманов;
  • Тоталитарные секты (вплоть до сатанинских);
  • Хулиганствующие фанаты;
  • Экстремистские группировки.

   Согласно данным информационно-аналитического центра «Сова», в России число противоправных действий со стороны участников экстремистских объединений последние годы существенно возросло.

   Участников деструктивных объединений всегда отличают следующие  особенности:

  1. Претензия на исключительность (мы лучше, сильнее);
  2. Поляризованный взгляд на мир (все плохо, но мы – другие);
  3. Уверенность в том, что участие в объединении – привилегия, так как групповые цели выше индивидуальных;
  4. Убеждение, что цель оправдывает средства (поощрение асоциального и противоправного поведения)
  5. Стремление к унификации на основе подражания (мы единое целое, мы большая семья)
  6. Ослабление связей с родной семьей, прежними друзьями;
  7. Замещение личных интересов интересами и ценностями объединения.

   В Германии одним из самых результативных направлений профилактической работы с участниками неформальных объединений стала акцептированная работа.  Среди ее методов можно выделить следующие :

  • Предоставление неформалам помещений, где те могли бы встречаться и проводить свободное время (это ведет к снижению чувства отверженности и к постепенной переоценке ценностей);
  • Признание со стороны социальных педагогов к данному объединению, играющее важную роль в формировании их жизненных ориентиров и стратегий преодоления существующих проблем;
  • Совместная деятельность социальных педагогов и подростков на основе признания правая последних на выражение собственного мнения и отстаивание своей модели поведение (неэкстремистской).

   Нашим педагогам надо ориентироваться на персональную работу с подростками внутри отдельного образовательного учреждения (школы, колледжа и гимназии) при тесном взаимодействии с родителями.

   Деятельность по предупреждению вовлечения подростков в деструктивные объединения должна вестись сразу по трем направлениям, включая:

  • Общую воспитательную работу с учащимися;
  • Воспитательно-профилактическую работу с группой риска;
  • Коррекционно-педагогическую работу с подростками, участвующими в деструктивных неформальных объединениях.

    Им присущ следующий набор психологических качеств и стремлений:

  • Наличие первичного интереса к проблематике самовоспитания и саморазвития;
  • Поиск идеалов;
  • Невысокий уровень саморегуляции;
  • Неумение строить планы на будущее;
  • Пристрастное отношение к прошлому(его идеализация или полное неприятие)
  • Отвержение общепринятых идеалов и эталонов;
  • Гипертрофированное переживание собственной «взрослости»
  • Максимализм во взглядах, частые перемены оценок, даваемых окружающим, резкий переход от позитивного отношения к негативному.

   Общая профилактическая работа с учащимися, включает следующие компоненты:

1. Просветительский , предполагающий проведение:

  • Семинаров для учителей и родительских собраний.
  • Классных часов и диспутов с учащимися.
  1. Профилактический, подразумевающий:
  • Социально-педагогическую диагностику класса;
  • Проведение тренингов, направленных на формирование традиционного отношения;
  • Проведение игр с целью выявления интересных и социально значимых занятий;
  • Индивидуальную работу с подростком, его семьей, правоохранительными органами, учреждениями дополнительного образования;
  1. Психологический, предполагающий:
  • Психологическую диагностику ученика, класса, группы;
  • Акцептные беседы с подростками – членами неформальных молодежных объединений в обстановке доверия и понимания;
  • Индивидуальное консультирование ученика;
  • Тренинги личностного роста и классные часы;
  1. Развлекательный  (праздники, выставки и концерты).
  2. Трудовой (ремонт мебели, оформления класса, уборка пришкольного участка, помощь соседнему детскому саду).

      Воспитательную работу по предупреждению вовлечения подростков в деструктивные объединения может выполнять как социальный педагог, так и педагог-психолог во взаимодействии с учителями, классным руководителем и родителями.

   Выяснив на основе составленной карты, является ли подросток членом неформального объединения и каковы причины этого членства, можно приступить к планированию воспитательной работы, которая должна вестись по двум направлениям:

 - воспитательно-профилактическое (для подростков группы риска);

- коррекционно-педагогическое (для подростков – участников деструктивных неформальных объединений).

    Оба эффективности воспитательной работы, проводимой вами в школе, можно будет судить по наличию следующих позитивных показателей психологического микроклимата:

  1. появление у обучающихся оптимистической и рефлексивной жизненной позиции, выражающейся в :

- позитивном отношении к себе и к окружающим людям;

- умении адекватно оценивать свои способности и качества;

2) ориентация на гуманистические ценности;

3) высокий уровень самоуважения при адекватной самооценке;

4) способность ответственно подходить к решению собственных проблем, устанавливать адекватные отношения с окружающими;

5) готовность к саморазвитию и самовоспитанию.

Автор:  Сизова Ольга Алексеевна
Используемая литература:

Егорова Т.В. Социально- педагогическая работа с молодежью неформальных объединений экстремистской направленности (на материале Германии): Монография.- Владимир, 2007.Почему фашизм прижился в России//Аргументы и факты. – 2008 - №25. .Сапогова Е.Е. Психология развития человека

Учебное пособие. – М., 2001. .

Источник: